Оборудование для полимеров, производство, сервис, тех.поддержка
Скидки до конца июня 2025

Влияние экспортных пошлин на ценообразование полимерного сырья на внутреннем рынке

Среди ключевых барьеров, ограничивающих прогресс в российской перерабатывающей отрасли пластмасс, выделяются нестабильность цен и постоянно растущая стоимость полимерного сырья. Возникает вопрос: существуют ли механизмы, способные если не остановить этот рост, то хотя бы замедлить его до приемлемых значений, обеспечивающих развитие отечественных переработчиков в условиях курса на импортозамещение и достижение технологического суверенитета? Этой проблематике, рассмотренной на примере четырёх ключевых полимеров — полиэтилена (ПЭ), полипропилена (ПП), поливинилхлорида (ПВХ) и полистирола (ПС), — посвящено новое исследование автора.

Введение
В предыдущем исследовании, подготовленном совместно с генеральным директором Союза переработчиков пластмасс (СПП) П. В. Базуновым, анализировался бюджетный эффект от переориентации экспортных объемов базовых полимеров на внутренний рынок [1]. Основной задачей работы было выявление условий снижения внутренних цен на полимеры до уровня экспортных. Для достижения этой цели предложены два подхода:

  1. Законодательно-административный — запрет установления внутренних цен на продукцию первого передела (включая базовые полимеры) выше экспортных через принятие соответствующего закона.

  2. Управленческо-экономический — создание избытка предложения полимеров на внутреннем рынке, что должно стимулировать естественное снижение цен.

Избыток предложения может быть достигнут двумя способами:

  • Введение экспортных квот, обеспечивающих превышение предложения над спросом на 15–20% с ежегодной корректировкой.

  • Установление высоких вывозных пошлин, делающих экспорт убыточным и стимулирующих производителей увеличивать поставки на внутренний рынок.

Цель настоящей статьи — определить диапазон вывозных пошлин, необходимый для снижения внутренних цен на базовые полимеры.


1. Особенности ценообразования на российском рынке базовых полимеров

1.1. Концентрация экспорта среди ограниченного числа производителей
По данным ООО «Пластинфо.ру» (2023 г.), 90% экспорта полиолефинов (ПЭНП, ЛПЭНП, ПЭВП, ПП) обеспечивают четыре предприятия: «ЗапСибНефтехим», «Томскнефтехим», «Полиом» и «Казаньоргсинтез». На долю «ЗапСибНефтехима» приходится свыше 70% экспорта. Производители используют избыточные мощности (50–60%) для экспорта по ценам ниже мировых, что экономически оправдано: даже низкая рентабельность предпочтительнее простаиванию мощностей.

1.2. Динамика экспортных цен
Анализ помесячных данных за 2023 г. выявил значительные колебания экспортных цен (Табл. 1). При ценах 50–60 тыс. руб/т (без НДС) рентабельность экспорта оценивается в 3–10%. Условно принимая минимальную рентабельность в 5%, предельная себестоимость производства полиолефинов составляет 48–61 тыс. руб/т (Табл. 2).

1.3. Внутренние цены и рентабельность
Внутренние цены на полимеры также демонстрируют волатильность. Например, индекс ПИ-СТ вырос на 9,3% за 2024 г. (Рис. 1), а цена на ПНД 273-83 за три года увеличилась на 68,9%. После вычета транспортных расходов (в среднем 5 тыс. руб/т) расчетная рентабельность поставок на внутренний рынок достигает 80–150%, что значительно превышает экспортные показатели (Табл. 2).

1.4. Сравнение прибыльности экспорта и внутренних поставок
Среднегодовая рентабельность экспорта полиолефинов составляет 30–40%, тогда как на внутреннем рынке она достигает 80–150% (Табл. 3). Это создает дисбаланс, при котором производители получают сверхприбыли за счет переработчиков, что сравнимо с экономическими репарациями (Рис. 2).


2. Повышение вывозных пошлин как инструмент регулирования
Для снижения внутренних цен предлагается установить вывозные пошлины в размере, делающем экспорт нерентабельным. Расчеты показывают, что пошлина должна покрывать разницу между внутренней и экспортной ценой. Например, при себестоимости 50 тыс. руб/т и экспортной цене 60 тыс. руб/т пошлина должна составлять не менее 10 тыс. руб/т. Если снижение цен окажется недостаточным, размер пошлины следует ежегодно увеличивать.


Выводы

  1. Российский рынок полимеров характеризуется высокой концентрацией экспорта и значительным разрывом между внутренними и экспортными ценами.

  2. Рентабельность поставок на внутренний рынок в 2–4 раза превышает экспортную, что создает дисбаланс в пользу сырьевых монополий.

  3. Введение прогрессивных вывозных пошлин может стимулировать перенаправление объемов на внутренний рынок, снижая цены до приемлемого уровня.

  4. Для устойчивого эффекта необходим механизм ежегодной корректировки пошлин с учетом развития перерабатывающей отрасли и ввода новых производств.

Данные меры требуют скоординированных действий государства и бизнеса для достижения технологического суверенитета и поддержки импортозамещения в перерабатывающей отрасли.

 

Литература

  1. Базунов П. В., Крайнов М. С. Бюджетный эффект от использования экспортных объемов базовых полимеров отрасли переработки пластмасс // Полимерные материалы. – 2024. – № 9. – С. 52–59; № 10. – С. 48–57; № 11. – С. 48–53.
  2. Polymer Plaza-2025: рынок, цены, господдержка… // Полимерные материалы. – 2025. – № 3. – С. 42–49.